Бюст Героя Советского Союза Николая Григорьевича Сурнева
Николай Григорьевич Сурнев (18 февраля 1923, с. Большое Городище, Курская губерния — 5 марта 1952, Урицкий район, Орловская область) — гвардии подполковник Советской Армии, истребитель-ас Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1945), военный летчик 1 класса (1951).
Николай Сурнев родился 18 февраля 1923 года в селе Большое Городище (ныне — Шебекинский район Белгородской области). После окончания семи классов Большегородищенской средней школы учился в Белгородском медицинском техникуме, занимался в аэроклубе. В 1940 году Сурнев был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию и направлен на учебу в Чугуевское военно-авиационное училище летчиков- истребителей. Приказом НКО № 049 от 05.02.1941 года училище переименовано в Чугуевскую военно-авиационную школу пилотов и перешло на сокращенные сроки обучения. В декабре 1942 года он окончил обучение в ЧВАШП на самолетах ЯК-7 Б с полным боевым применением и был откомандирован в распоряжение начальника Управления формирования - г. Москва. Служил в 517 иап 282 иад, 8-ом зиап ( г. Багай Приволжский военный округ), 18 -ом отдельном учебно-тренировочном авиационном полку 17 ВА. С августа 1943 года, после целого ряда рапортов об отправке в действующую армию — на фронтах Великой Отечественной войны в составе 866 иап 288 иад 17 ВА. В боях был ранен.
7 ноября 1944 года принимал активное участие в отражении налета союзников на сербский город Ниш. Американские летчики по ошибке атаковали советскую транспортную колонну, в результате чего погибли 34 солдата и офицера (на основании доклада заместителя начальника Генерального штаба Красной армии генерала Алексея Антонова). Согласно донесению 866 иап 288 иад 17 ВА от 7.11.1944 года на отражение атаки союзников были подняты 10 самолётов полка. В 13.05 взлетело 6 Як-9, командир АЭ к-н БОНДАРЬ, командиры звеньев ст.л-т СУРНЕВ, ст.л-т ЖЕЛЕЗНОВ, ст.л-т ПОЦИБА, летчики л-т ЖЕСТОВСКИЙ и мл.л-т СЕРДЮК. Взлетевшие командир АЭ к-н Бондарь и командиры звеньев ст. л-т Сурнев и ст. л-т Железнов, определив, что это американские самолёты типа «Лайтинг», в воздушный бой с ними старались не вступать. Атакуемые одиночными и парами самолётов «Лайтинг», маневрировали по вертикали и горизонтали, стремясь не давать им вести огонь. Ст. л-т Сурнев подлетел к ведущему группы и покачиванием крыльев самолёта дал знать, что это не противник, после чего самолёты « Лайтинг» отвалили и атаки прекратили.
В результате этого боя было потеряно 3 советских самолёта, два летчика погибли. Потери американцев составили пять самолётов «Лайтинг».
На заключительном этапе войны старший лейтенант Николай Сурнев был заместителем командира эскадрильи 866-го истребительного авиаполка 288-й истребительной авиадивизии 17-й воздушной армии 3-го Украинского фронта (командир эскадрильи А. И. Колдунов, впоследствии дважды Герой Советского Союза, главнокомандующий войсками ПВО СССР). К марту 1945 года он совершил 177 боевых вылетов, принял участие в 53 воздушных боях, сбив 18 вражеских самолётов.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» старший лейтенант Николай Сурнев был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 8655.
Всего за годы войны Н. Г. Сурнев совершил 260 боевых вылетов с налетом 276 часов, в 67 воздушных боях лично уничтожил 23 самолёта противника.
После Великой Отечественной войны капитан Сурнев Н.Г. продолжил службу в Военно-воздушных силах. В 1948 году окончил Таганрогские высшие лётно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава ВВС СССР. Служил заместителем и командиром эскадрильи в 28-м и 472-м истребительных авиационных полках ПВО, в управлении 15-й гвардейской истребительной авиационной Сталинградской Краснознаменной ордена Богдана Хмельницкого дивизии ПВО с местами дислокации в г.г. Брянск и Орел. Летал на реактивных самолётах.
5 марта 1952 года инспектор-летчик по технике пилотирования и теории полета 15-й гвардейской истребительной авиационной дивизии ПВО гвардии подполковник Сурнев Н. Г. трагически погиб в авиакатастрофе при проверке характеристик устойчивости и управляемости на максимальных скоростях полета новейшей на то время модификации самолёта МиГ −15 «бис». Лётчик до конца боролся с возникшей критической ситуацией, пытаясь спасти боевую машину, увести её от населённого пункта и не воспользовался парашютом. Последнее. что приняли от него на командном пункте, было : «Погиб…». Самолёт упал в семи километрах от рабочего поселка Леденский.
Похоронен на воинском участке Троицкого кладбища Орла.